Новости

Новости палаты

Главная тема

Мнение

Новости общественной жизни

Фоторепортажи

Новости палаты

20/06/2011 » «Жалобный вопрос» нужно решать совместными усилиями общественников и власти

        Общественная палата Алтайского края провела пленарное заседание по теме «Жалобный вопрос: как повысить эффективность работы с обращениями граждан».      
       Открывая пленарное заседание, Председатель Совета ОПАК Павел Тулин обозначил главную цель заседания палаты – не только разобраться с причинами роста обращений граждан, но и выработать конкретные предложения по повышению эффективности работы с ними. С основным докладом выступил заместитель Председателя Совета ОПАК Геннадий Шейда.
      
      Насколько актуальна эта тема показали многочисленные содержательные выступления членов палаты, представителей различных государственных ведомств, общественных организаций и приглашенных граждан.
Были названы три главные проблемы, которые лежат в основе постоянного роста количества жалоб и обращений: правовая, социально-экономическая, морально-этическая.      
      Основная проблема «жалобного вопроса», по мнению  Валерия Невинского, члена комиссии Общественной палаты по правовому просвещению, защите прав и свобод граждан относится к правовой сфере. Чиновникам порой достаточно направить ответ жалобщику, а не решать вопрос по существу.
А вот практика обращений в советские времена строго обязывала держать на контроле жалобу до тех пор, пока либо она не будет удовлетворена, либо заявителю не сообщат о невозможности решения вопроса. В любом случае от чиновников требовали обратной связи с людьми.    
        В своем выступлении Константин Емешин, председатель правления «Школы реальной политики» обозначил другой уровень проблемы. По его мнению, «жалобной вопрос» невозможно решить, поскольку основные характеристики нынешней власти – некомпетентность, коррупция, отсутствие политической конкуренции и конкуренции между ветвями власти. Все это постоянно увеличивает дистанцию между властью и гражданским обществом, что в свою очередь, ведет к росту протестных выступлений.
      
      Надежда Скалон
, член комиссии Общественной палаты по защите экономических интересов граждан, определила суть социально-экономической проблемы роста числа жалоб на примере сферы ЖКХ. Как известно, ранее государство субсидировало жилищно-коммунальную отрасль, отвечала за капремонт. Теперь за все мы платим сами. К этой ситуации людям сложно привыкнуть, что также порождает большое количество жалоб.
      
      По мнению Евгении Трощий, председателя комиссии Общественной палаты по защите экономических интересов граждан, чиновники не могут не осознавать, что некачественная работа по жалобам – это дискредитация власти. Поэтому в решении проблемы должны быть заинтересованы все.
      
      При этом, по словам Юрия Вислогузова, уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, зачастую ответственным лицам достаточно наладить систему разъяснения прав людям. В его практике был пример, когда половине из обратившихся на приеме граждан хватило лишь консультации и не потребовалось принимать их к рассмотрению.
      
      Также свои предложения по «жалобному вопросу» внесли Алексей Гришковец, председатель комиссии Общественной палаты по правовому просвещению, защите прав и свобод граждан, Ирина Козлова,  заместитель председателя Совета Общественной палаты, Евгения Морозова, член комиссии Общественной палаты по образованию, культуре и делам молодежи, Любовь Потолова, начальник отдела администрации края по работе с гражданами.
               О чем чаще всего говорили выступающие.      
      О необходимости изменения законодательства. Нужно прописать административную, а еще лучше, материальную ответственность чиновников. Также нужно разработать регламент, по которому чиновник будет обязан держать жалобу на контроле до ее решения.
Важно организовать правовое просвещение граждан, в том числе, через ведущие краевые и районные печатные СМИ. Крайне необходимо разработать программу подготовки управленческих кадров, поскольку сами работники ведомств зачастую проявляют некомпетентность в решении проблем, с которыми к ним обращаются. Нужно ввести критерии оценки работы чиновников с жалобами, чтобы эти оценки также учитывались при их переаттестации.      
      Очень важно наладить общественный контроль и оценку работы чиновников с жалобами. Причем результаты этого контроля обязательно обнародовать.
Также важно наладить обратную связь по поданным жалобам для изучения степени их удовлетворенности и привлечь СМИ края для их публикации.
      
Решение заседания Общественной палаты будет доработано с учетом всех высказанных предложений и направлено в адрес Федеральной палаты, руководителей страны и края. Члены Общественной палаты выразили мнение, что инициатива не останется незамеченной и даст конкретные практические результаты: работа с обращениями, законодательное обеспечение этой работы выйдет на качественно новый уровень.
      
Справка:      
      При подготовке к пленарному заседанию членами палаты была собрана справочная информация о работе с обращениями граждан различных ведомства края. Например, по итогам 2010 г. число обращений только в администрацию края по сравнению с 2009 г. выросло на 22%. На 34 % выросло число обращений в Общественную палату РФ.
      
      По данным краевой прокуратуры положительно решается лишь 21% обращений. Таким образом, только каждый пятый гражданин удовлетворен решением, принятым по его обращению. До 40% обращений и жалоб являются повторными.
     
       «Жалобная» проблема актуальна не только для Алтайского края, но и для всей страны. Президент Дмитрий Медведев, выступил с инициативой разработки федерального закона о материальной ответственности чиновников за отписки и волокиту по обращениям. На сегодняшний день на имя Президента Медведева ежедневно поступает 12-15 тыс. обращений со всей страны.
 

Пресс-центр ОПАК 

 


« Предыдущий материал Перейти к списку Следующий материал »